Борьба и победа в произведениях современных композиторов. Образы борьбы и победы в искусстве

Тема урока «Образы борьбы и победы в искусстве»

Класс: 5 класс

Цель:

Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой

народ. Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой

классической музыки, определить его историческую роль.

Задачи:

Воспитывающая:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитывать гордость за свой народ, его решимость и стойкость в борьбе с силами зла.

Развивающая:

развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления, умение высказывать свои мысли и суждения;

развивать слушательскую культуру обучающихся, образное восприятие через произведения живописи, графики, музыку и слово;

развивать исполнительские навыки.

Обучающая:

познакомить обучающихся с музыкальными произведениями, созданными в блокадном Ленинграде;

расширить знания обучающихся по истории Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить детей о героическом прошлом нашей страны; о композиторе писавшего во время войны.

Метапредметные: формировать умение выделить важную информацию, сделать вывод и дать обратную связь.

Личностные: формировать уважение к Родине, гордость за нее;жизненное самоопределение личности;нравственно-этическая ориентация.

Интеграция образовательных предметов: история,музыка, литература,изобразительное искусство.

Методы и формы работы: коллективная, индивидуальная, проблемно-поисковая, диалог.

Использование ТКМ (технология критического мышления: вызов осмысление - рефлексия).

Музыкальный материал:

«Эпизод нашествия» из первой ч. Симфонии №7, Д.Д.Шостаковича, «Катюша» М.Блантер, «Священная война» А.Алексанлров, песня «Маки» Н.Мей.

Дополнительный материал: позмао блокаде поэт Лев Болеславский , стихотворение «Мы верим, мы помним» О.Забусова, песни ВОВ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, баян, информационный справочник.

Ход урока.

Слайд 1.

Организационный момент.

Слайд 2.

Музыкальное приветствие.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Давайте познакомимся с эпиграфом нашего урока:

(под музыку «Священная война» читается эпиграф)

Актуализация знаний.

Слайд 3.

«Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти».

М. Матусовский

Учитель. Опираясь на эпиграф и музыку которая сейчас прозвучала, подумайте, в какое время мы отправимся?

Дети: Прозвучала песня «Священная война», которая написана в годы ВОВ.

Учитель. Правильно, «Священная война» была написана 25, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Какие ваши предположения?

Дети: Наверное, мы будем говорить о музыке во время Великой Отечественной войны, о военной песне.

Изучение и закрепление нового материала.

Информационный этап .

Учитель: И сегодня мы поговорим с вами на тему «Образы …………… и.................. в искусстве».

Вас ничего не удивляет в формулировке темы?

Дети: Пропущенные слова.

Учитель: Мы постараемся в течение урока найти эти потерявшиеся слова. Да, действительно. Мы отправимся с вами в XX век, в годы Великой Отечественной войны, а конкретно - в 9 августа 1942 года в блокадный Ленинград, в большой зал Ленинградской филармонии.

Слайд 4.

Учитель.

Вот этот год, вот этот зал, вот люди, которые присутствуют на этом концерте. Давайте представим, что и мы оказались в этом зале. Давайте вглядимся внимательно в лица людей, которые пришли на концерт и попытаемся понять, какая музыка звучит в этом зале.

Учитель. В композиционном центре картины расположен мужчина с грозным лицом . Какие чувства вызвала музыка в его душе?

Дети: Чувство ярости, ненависти к врагу: его скулы сжаты, брови сдвинуты, рука на сумке напряжена, кажется он вот-вот встанет и кинется в бой.

Учитель. Слева от него мужчина, закрывший лицо руками . Какое чувство вызвала музыка в его душе?

Дети: Горькие воспоминания о гибели близких людей, друзей, возможно, он плачет.

Учитель. У колонны сидит молодая девушка . Композиционно она расположена в самом светлом месте картины. О чем это говорит?

Дети: О том, что душа ее светла, чиста, что она юная и романтичная. Учитель. Какие чувства вызвала музыка в ее душе?

Дети: Чувство боли, скорби, светлые мечты о счастье разбились о страшную реальность войны..

Учитель. Девушка, стоящая у столба. Что вы можно сказать о ней?

Дети: Она одета в военную форму, значит, принимает участие в боевых действиях, она замкнута в себе.

Учитель. Какие чувства вызывает музыка в ее душе?

Дети: В ее глазах печаль, смешанная с болью и горечью, она вспоминает все, что ей пришлось пережить на войне.

Учитель. Посмотрите, ребята, все герои картины находятся в одном месте, сидят рядом, слушают одну и ту же музыку, но одинаковые ли чувства вызывает эта музыка у каждого из них?

Дети: Нет, у каждого из них музыка вызывает разные чувства.

Учитель. Давайте теперь и мы с вами послушаем эту музыку. Какие чувства вызовет она в вашей душе?

Слайд 5.

Слушание «Ленинградская симфония Д.Шоставковича» 4 часть.

После прослушивания дети

высказывают свои впечатления от услышанного.

Учитель. Спасибо, ребята, вы очень внимательно и эмоционально слушали музыку и очень образно изложили свои мысли. А теперь я открою вам правду. 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в большом зале Ленинградской консерватории прозвучала 7-я симфония выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Слайд 6.

Практический этап.

Учитель: Знакомство с творчеством композитора и его удивительной музыкой мы начнем с поиска информации. «Окейгугл» у нас на уроке отсутствует и нет «Алисы», но есть на ваших столах информационно-поисковый справочник , с которым у вас есть возможность поработать. Содержание справочника у всех участников урока одинаково, но круг вопросов у каждой группы будет свой. (Фоном звучит 2 часть симфонии )

1 группа - группа историков. Ваша задача в источнике информации найти ответы на вопросы, связанные с обстановкой в Ленинграде в то время, когда жил Д.Шостакович.

2 группа - группа биографов. Выберите самые важные и любопытные факты о жизни композитора.

3группа - группа музыковедов. Ваша задача - выбрать и назвать музыкальные произведения Д.Шостаковича. Возьмите, пожалуйста, карандаши и подчеркните нужную информацию в тексте. Приступайте к работе.

Регламент 3 минут. Р азбор ответов на вопросы.

Учитель: Спасибо группам за работу.

Слайд 7.

Симфония воплощается в 4 частях. Особое значение имеет I часть. О ней Шостакович писал: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила - война».А теперь давайте послушаем тему в исполнении симфонического оркестра и ответим на вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер?

Дети слушают 1 часть симфонии до эпизода фашистского нашествия.

Учитель. Ребята, как вы думаете, ч то изображает музыка? Каков её характер? Дети : Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Я думаю, что это тема фашистского нашествия, которая повторяется много раз под несмолкающий бой малого барабана, но в изменённом виде .

Учитель. Сколько образов мы услышали в теме нашествия?

Дети: Один.

Учитель. Какой образ?

Дети: Образ борьбы, образ развивающегося нашествия диких варварских сил.

Учитель: Итак, мы нашли первое пропущенное слово темы урока. Образ борьбы!

Учитель: Как вы думаете, ребята, какую идею вложил в эту симфонию Шостакович? Что он хотел сказать людям?

Дети: Идея симфонии - борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу.

Слайд 9.

Учитель. Да, на самом деле, идея симфонии - борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе».

Учитель: Ребята, ответьте: смирился ли народ с ударами судьбы?

Дети: Нет.

Учитель: Образ чего ещё присутствует в произведении Д.Шостаковича?

Дети: Образ Победы.

Слайд 10.

Учитель:

Поэт Лев Болеславскийнаписал п поэме «Шостакович» такие строки:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

Учитель: Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”. О чём он говорит?
Дети: Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку.

Обобщающий этап.

Учитель: На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу. А какое бы вы дали название симфонии? Дети: Можно дать название «Симфония Победы», «Симфония мужества», «Посвящение Ленинграду», «Блокадный Ленинград».

Учитель: Все вы были почти правы, Шостакович назвал Симфонию №7 «Ленинградская». А на титульном листе партитуры Дмитрий Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Учитель: Скажите, а слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня?
Дети: Я думаю, что симфония сегодня звучит в филармонии , в консерватории , может быть, по телевидению. Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа.

Учитель: Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Динамическая пауза.

Учитель: Немецкий композитор Л . Бетховен писал: “Наше время нуждается в людях, мощных духом!” А я считаю, что любое время нуждается в них. Почему? Да потому, что только сильные духом могут подняться над обстоятельствами, и в трудной ситуации сделать больше, чем в их силах.

Слайд 11.

Учитель: Мы родились и выросли в мирное время, нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история и память. А символ памяти погибшим на войне - красный мак. О красных маках написано много песен, сейчас мы познакомимся с песней «Маки», слова и музыку к которой написала Наталья Май.

Ребята, я попрошу вас встать, взять в руки маки и повторять движения за мной.

«Хор рук» под песню «Маки»

Вокальная работа.

Слайд 12.

Учитель: Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Музыка и война. Казалось, бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.Она помогала преодолевать трудности, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии более чем 74года, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
Какие песни военных лет вы знаете?

Дети: (ответы учащихся)

Учитель:

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен - песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала народу выстоять и победить. И помогла, и победила! И сегодня мы её с вами разучим.

Слайд 13.

Разучивание песни «Катюша»

Рефлексия.

Слайд 14.

Учитель: Наш урок подходит к концу и, подводя его итог, я хочу сказать, что мне очень понравилось с вами сегодня работать. Вы были активны, сообразительны, оригинальны в своих ответах. Быстро справились с заданиями, полученными на уроке. Очень эмоционально и выразительно исполнили песню «Катюша». Давайте поблагодарим, друг друга аплодисментами, вы их сегодня заслужили! Большое спасибо! Но я бы хотела ещё от вас услышать ответы на несколько вопросов:

Что вам запомнилось на уроке?

Какое музыкальное произведение хотели бы вы услышать (исполнить) еще раз? Почему?

Как вы думаете можно ли сказать, что музыка приблизила день Победы?

Домашнее задание .

Нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на урок.

Слайд 15.

Учитель: А я хочу закончить свой урок словами местного поэта Олега Забусова, из стихотворения «Мы верим, мы помним»

Пусть звуки бомбежек и запах пожарищ,

Останутся в прошлом для всех навсегда!

И пусть ни один погибший товарищ

Не будет забыт ни за что, никогда!

Слайд 16.

Спасибо за урок!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы борьбы и победы в искусстве Людвиг ван Бетховен Симфония №5 Урок музыки в 5 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Автор: Изотова Светлана Владимировна, учитель музыки ГБОУ СОШ №303 Санкт-Петербурга Образы борьбы и победы в искусстве. Людвиг ван Бетховен Симфония №5

2 слайд

Описание слайда:

Посвящение Бетховену Где брал он эти сумрачные звуки Сквозь плотную завесу глухоты? Соединенье нежности и муки Ложащееся в нотные листы. Касаясь верных клавиш лапой львиной И встряхивая гривою густой, Играл не слыша ноты ни единой, Глухою ночью в комнате пустой. Текли часы и оплывали свечи Шло мужество наперекор судьбе. А он всю совесть муки человечьей Рассказывал лишь самому себе. И убеждал себя и верил властно, Что и для тех, кто в мире одинок, Есть некий свет, рожденный не напрасно, А музыка- бессмертия залог. Большого сада шорохи и скрипы Вели свой разговор сквозь полусон. И слушали в окне раскрытом липы Все то, чего не слышал он. Луна над городом встает все выше, И глух не он, а этот мир вокруг, Который вещей музыки не слышит, Рожденной в счастье и в горниле мук. Всеволод Рождественский

3 слайд

Описание слайда:

Людвиг ван Бетховен 1770-1827 В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины и открыла перспективы развития симфонизма в 19 веке. Стиль Бетховена - ГЕРОИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ - монументальный плакатный, лозунговый. Вывел симфонию из салонного исполнения на ораторский уровень, с большим революционным пафосом. Современник событий Великой Французской буржуазной революции конца 18 века, провозгласившей СВОБОДУ, БРАТСТВО И РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ, он запечатлел в музыке, что творцом этих преобразований является народ, простой человек. Ведущий жанр творчества Бетховена – СИМФОНИЯ. «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности»

4 слайд

Описание слайда:

Симфония Сонатно-симфонический цикл Часть1 Сонатнаяформа Экспозиция Allegro ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Разработка Развитиеразличныхтемэкспозиции Реприза ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Часть 2 Andante(Adagio) Трехчастная форма (А- В- А) Часть 3 Menuetto(Scherzo) Трехчастная форма (А- В- А) Часть4 Allegro Сонатная форма.

5 слайд

Описание слайда:

Симфония №5 . 1804-1808 «От мрака к свету, через борьбу к победе» «Так судьба стучится в дверь» Главная партия I часть – сонатное аллегро Тембр Ритм Интонация Побочная партия

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

III часть – СКЕРЦО Интонация ФОРМА Ритм Тембр Темп III и IV части исполняются без перерыва

8 слайд

Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве.

Творчество Людвига ван Бетховена.»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

Форма: межпредметный интегрированный урок (изо, музыка).

Цель: восприятие и первичное осознание учащимися образов борьбы и победы в творчестве Людвига ван Бетховена, осмысление связей музыкальных произведений композитор (муз. образов) . с аналогичными образами в изо.

Задачи:

образовательные:

эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

познакомить учащихся с музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;

развивающие:

развивать умение анализировать произведение;

развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания

воспитательные:

формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим;

воспитывать музыкальный вкус;

формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.

Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия (ритмопластика)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Структура урока:

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте ребята

Как ваше настроение?

Готовы заниматься?

Мы будем все стараться?

Обращаем внимание на гостей!!!

Введение.

Сегодня ребята мы как всегда приветствуем на нашем уроке её величество музыку. Почему этому виду искусства уделяется столько внимания.? Наверное потому, что музыку мы встречаем повсюду, с утра нас поднимает любимая мелодия в телефоне. Приходим в школу, нас приглашает на урок заливистый звонок. Гуляя по парку мы слышим весёлое, весеннее пение птиц. Т.е музыка окружает нас повсюду.

А ещё ребята музыка - это история - история судьбы нашей Земли, история – судеб прекрасных музыкантов-композиторов.

Судьба многих музыкантов - трагична. Чтобы жить, творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе

Тема.

Открываем тетради и учебники стр 122 записываем тему урока «Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Л в Бетховена».

Новый материал.

звучит "Лунная соната" Л.в. Бетховена, учитель читает авторское стихотворение о Бетховене

Рассказываем о творчестве Бетховена

Бетховен Людвиг ван (1770-1827), немецкий композитор.

Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий.

Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.

В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. В 1792 Г. по распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у И. Шенка и Й. Гайдна, а после отъезда Гайдна в Англию в 1794 г. - у А. Сальери и И. Г. Альбрехтсбергера.

Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг. XVIII в.: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»; название дано уже после смерти автора), оратория «Христос на Елеонской горе» (1802- 1803 гг.), «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано (1803 г.), Третья («Героическая») симфония (1804 г.; сначала автор хотел посвятить это произведение Наполеону I, но, когда тот провозгласил себя императором, снял посвящение), опера «Фиделио» (1805 г., поставлена в Вене).

В 1809 г. эрцгерцог Рудольф, князь Лобковиц и граф Кинский предложили Бетховену остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г. композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь заставила полностью отказаться от концертной деятельности.

Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. В последние годы жизни он создал пять фортепианных сонат (всего их 32), пять струнных квартетов и др.

Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый одиночеством и разочарованием в людях.

Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.

«Внезапно разразилась страшная гроза со снежной метелью и градом... Удар грома потряс комнату, освещенную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом протянул к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он кричал: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..» Хюттенбреннер (молодой музыкант, единственный оставшийся у постели умирающего. - А. К.) сравнивает его с полководцем, который кричит своим войскам: «Мы их победим!.. Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись... Он пал в бою».

Похороны состоялись 29 марта. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек - примерно десятая часть населения Вены.

В тетради отмечаем годы жизни.

Жанры: концерт. соната, квартет, оперы, балеты.

Но самым любимым муз жанром была симфония 9 симфоний.

Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию.

Задание . Если бы я был Бетховеном? (дети из предложенных характеристик выбираю то что могло бы соответствовать музыке Бетховена)

Солнечная. Игривая, тревожная, трагичная, таинственная, хмурая, грозная, ласковая,

Подтвердить или опровергнуть это нам поможет музыка композитора.

Играем музыку ноты. (начало симфонии №5)

Вот такими, тревожными звукам начинается симфония №5 Бетховена. Давайте простучим ритм этой мелодии…

Скажите с чем ассоциируется этот звук?

Сам Бетховен говорил, что так стучится судьба в дверь.

Слушаем отрывок первой части

Дети отвечают устно и отмечаем на доске (лад: грустный. весёлый; темп: быстрый, медленный, умеренный: ритм: плавный, отрывистый; динамика: громкая. тихая, смешанная; мелодия)

Рассматриваем эскизы, рукописи. Читаем текст на странице 124.

Надо отметить что музыкальные образы Бетховена очень часто сравнивают с образами других видов искусств.

Ника Самофрокийская - древнегреческая богиня победы

Микеланджело- «Восставший раб»

Как вы думаете, что между этими произведениями общего? Отвечают.

А сейчас мы с вами будем дирижёрами. Кто такой дирижёр?

Будем исполнять вместе с музыкантами произведения Бетховена. (ритмопластика)

Открываем дневники и записываем домашнее задание . Стр 125 выписать в тетрадь определения эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

Рефлексия: На столах у вас лежат нотки если вам на уроке было интересно и вы получили новые знания то поднимите вверх зелёные нотки, а если вам было неинтересно и не понятно о чём говорил учитель белые.

Закончить наш урок я решила стихотворением Елены Камориной «Слово о Бетховене

Его талант сравним с пургой,
Грозою и огнём;
И будет музыка его
Победно петь о нём.

Через года, через века
Той музыке идти,
Пускай же шествует она,
Прекрасней нет пути.

Жизнь для него была не Рай,
А очень часто Ад,
Но он не плакал,
Не стонал, а был
Всегда ей рад.

Пред ним вставала каждый день
Завистников стена,
Его душила, лила грязь
Из клеветы она.

Затем на гения напал
Физический недуг,
Утрата слуха принесла
Ему немало мук.

Но крылья гордые свои
Бетховен не сложил;
Свободе, свету и любви
Он до конца служил.

Назло бездарным халуям
Он жизнь боготворил;
И "Оду к радости" свою
Он миру подарил.

И не страдалец, а боец,
Не жертва, а творец;
Кумиром стал он навсегда
Для тысячи сердец.

Управление образования МО "Барышский район"

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п. им В.И.Ленина

муниципального образования " Барышский район" Ульяновской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №23 им. Б.А. Кучера»

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

ГБОУ «СОШ №23 им. Б.А. Кучера»

Волкова Лариса Ивановна

Севастополь

2016г

Тема семестра: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве»

Планируемые результаты обучения :

Предметные : - помочь учащимся выявить общие и отличительные черты в героической музыке славянского и западноевропейского композиторов, показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности; Повысить уровень компетенций в вокально-хоровой работе: одновременное вступление и снятие по жесту учителя, чистоту интонирования, ритмическую точность при исполнении песни «Крым» муз. и сл. А. Ермолова. ; Эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Личностные :- Формировать чувство любви уважительного отношения к русской музыке и музыке западноевропейских композиторов, интерес к героической истории. Воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства. Воспитать эмоционально-ценностное отношение и интерес к классической музыке и к искусству, и воплощенных в них героическихобразов. Метапредметные : - Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навык работы с разными источниками информации. Формировать художественное восприятие музыки, умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

УУД (универсальные учебные действия).

Познавательные – Сформировать знания о героической музыке, об особенностях музыки русской богатырской музыки и героической музыки Бетховена.

Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;

Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты работы;

Личностные – ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию. Формировать чувство любви и уважительного отношения к героической музыке.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технологии: интегративные, интерактивные, компьютерные.

Методы и приемы: интерактивные (работа в группах), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, метод забегания вперед и вовращения к пройденному, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, элемент игры, прием коллективных ответов.

Музыкальный материал:

1. Песня «Крым» музыка и слова А. Ермолова.

2. Л. В. Бетховен. Симфония №5 (I -я часть).

3. А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» (I -я часть).

Визуальный ряд:

4. В.М.Васнецов. Картина «Богатыри».

Оборудование: фортепиано, доска, карточки – оценки, CD , телевизор.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, DVD .

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь

из души человеческой»

(Л. В. Бетховен)

Ход урока

    Организационный момент.

    Музыкальное приветствие

Добрый день вам, добрый день

В мире музыки, фантазии и песен,

Добрым будь, смелым будь,

И с искусством в волшебный путь.

III . Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.

У:- Вспомните: над какой темой мы с вами работаем с начала II полугодия?

Д:- Тема «Музыка и изобразительное искусство»

У: - Правильно! На протяжении нескольких уроков мы говорим о родстве изобразительного искусства с музыкой, и убеждаемся в том, что музыка действительно способна отображать не только то, что мы слышим, но и то, что мы видим и чувствуем.

У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У:- Как вы считаете, что такое «героический поступок»?

Д:- Поступок, свойственный герою, готовый к подвигу.

У:- Сегодня мы продолжим разговор о героических образах в разных видах искусства.

IV . Актуализация опорных знаний.

У:- посмотрите на эту репродукцю на доске (слайд №2), (обращаю внимание на репродукцю картины).

У:- Кто изображен на этиой репродукции?

Д:- на репродукции изображены богатыри.

У:- Можем ли мы назвать их героями?

Д:- Да

У:- Какую симфонию мы слушали на предыдущем уроке?

Д:- Симфонию №2 «Богатырскую» А.Бородина. (слайд №3)

У:- К какой музыке она принадлежит - к программной или непрограммной?

Д:- Она программная.

У:- Послушайте еще раз экспозицию « Богатырской симфонии» и скажите, какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку?

Д:- богатырские, мужественные, героические.

У : - С какой картиной она ассоциируется?

Д:- «Богатыри». В.М.Васнецова.

V .Слушание музыки. У : Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Ученик : - Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Учитель: -- Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

    Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?

    Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее: – Кто это здесь, что за герой? – Кто это здесь, кто ты такой? Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только более богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

Учитель:- Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

Учитель :- Ребята! Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода “Титаник”. В открытом море “Титаник” наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул. (Слайд №12).

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находящихся на пароходе…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Как вы думаете, что? - Музыку Бетховена

Они играли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Они обрушивались на него с первых и до последних дней его жизни.

Смертельно раненный “Титаник” погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Слушание 1 части Симфонии №3 Людвига ван Бетховена (фрагменты) .

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

VI .Физминутка:

У :- Представьте, что я – солдатский старшина. Я приглашаю своего помощника, и предлагаю провести физминутку.

У: - Под какую музыку ходили солдаты?

Д : - Под марш.

У:- Как ходили солдаты, как рахмахивали саблей в бою? Помаршируем немного и мы вместе с помощником, помашем саблями.

VII . Вокально-хоровая работа.

У:- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать 2-ю годовщину нашей Крымской вены ? Сколько героизма потребовалось нашим людям, чтобы отстоять свою волю- жить так, как хочет народ.

У: - На предыдущем уроке мы выучили песню о нашем Крыме.

У: Кто её написал?

Д:- композитор А. Ермолов. (Слайд № 15 ).

У:- Сегодня мы продолжим работу над песней.

Обратите внимание на характер песни.

У:- Как нужно её исполнять?

Д:- Энергично, весело, бодро.

У:- Но не крикливо.

Исполнение песни.

(Исполнение песни классом стоя )

У: - Удалось ли вам выразить все свои чувства?

Д:- Да.

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

    Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?

    Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?

    Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?

    Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?

    Что вам понравилось сегодня на уроке?

    Что из выполненного получилось хорошо?

    Что нужно было бы доделать?

    Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

VIII . Вывод урока.

У:- Сегодня на уроке мы сравнили произведения визуального и музыкального искусства.

У:- Какие средства выразительности помогли нам почувствовать героические образы в музыке?

Д:- Темп, динамика, вид, лад, мелодия, ритм.

У: - Помогла ли нам музыка визуально увидеть образы героев?

Д:- (Да, помогла)

У:- Вдохновляя друг друга мы вместе можем создавать настоящие грандиозные произведения!

Выход детей под музыку из класса.

Класс: 5

Задачи урока:

  • Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
  • Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

У.: Какова тема раздела прошлой четверти?
Д.: Музыка и изобразительное искусство.
У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У.: Большое значение имеет исполнение музыки. Не только работа создателя, но и исполнителя. Давайте вспомним музыку Джорджа Гершвина «Хлопай в такт».

Исполнение песни Дж. Гершвина «Хлопай в такт».

У.: В каком стиле написано произведение, которое мы исполняли?
Д.: Джаз.
У.: А как вы думаете, у нас получилось правильно его понять, распознать, и, главное, исполнить? Аргументируйте, почему?
Д.: Мне кажется, что у нас все получилось, потому что мы были эмоциональны, и нам даже захотелось пританцовывать!
У.: Пожалуй, я с вами соглашусь. Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
  • Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

– Настало время продолжить и закончить наше повествование к симфонии №5. Мы слушаем 2 и 4 части симфонии и продолжаем своё сочинение.

Слушание 2 и 4 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена (фрагменты)

Слушание (выборочно) детских сочинений. Их оценка. Если необходимо, дискуссия по поводу содержания работ.

У.: Молодцы, ребята, вы пришли к общему мнению – ведь в ваших работах я увидела настоящего Героя, который борется, сражается и старается победить в схватке с чем-то или кем-то.
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

Обсуждение

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Что вам понравилось сегодня на уроке?
  • Что из выполненного получилось хорошо?
  • Что нужно было бы доделать?
  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…