Самый почитаемый пророк у иудеев. Пророки в иудаизме - история

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма. иудаизм еврей хасидизм танах

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.

В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

о священных книгах,

о сверхъестественных существах,

о Машиахе (Мессии),

о пророках,

о загробной жизни,

о пищевых запретах,

о субботе.

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”).

Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:

палестинскую Гемару

вавилонскую Гемару

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.

В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом “шеол” (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова “шеол” и “геенна”. (“Геенной” называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли “гоями”) навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

К главной святыне христианского мира всегда было уважительное отношение иудеев и мусульман. Потому что у всех мировых религий есть вечные общие ценности.

Иудаизм, христианство, ислам сформировались в Ближневосточном регионе, и потому нет ничего удивительного в том, что они отсылают читателя к одним и тем же историческим событиям древности, а в их Священных книгах встречаются схожие сюжетные линии и действующие лица, - рассказывает «АиФ» Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. - Все они проповедуют универсальные : не убий, не укради, не прелюбодействуй и др. Аналогичные нормы человеческого общежития признаются в качестве нравственного поведения и другими религиями, например, первой по времени появления мировой религией - буддизмом.

Герои

Авраам

Ибрахим

Во всех трёх религиях - первый единобожник, от которого берут своё начало еврейский и арабский народы, проявил высшую степень покорности Богу, решив без колебаний принести в жертву сына, в христианстве и иудаизме - Исаака, в исламе - Исмаила.

Иисус Христос

Иса

В христианстве Иисус из Назарета - Христос (др.-греч. - «Спаситель») проповедовал скорое наступление Царствия Божьего, исцелял больных, воскрешал мёртвых, умер мученической смертью на кресте, искупив грехи человеческие, а на третий день воскрес и вознёсся на небо. Иудаизм не признаёт Иисуса мессией, т. е. спасителем. В исламе Иса - один из почитаемых пророков Аллаха, через которого Бог послал Божественное Писание - Инджиль (Евангелие). Божественное происхождение Исы не признаётся.

Соломон

Шломо

Сулейман

В иудейской и христианской традициях почитается как сын Давида, мудрый правитель древности, строитель Иерусалим­ского храма. В исламе он - сын Дауда, пророк и мудрый царь, понимал язык зверей и птиц. Во всех трёх религиях есть упоминание о встрече Соломона с царицей Савской (Билкис в исламе).

Моисей

Моше

Муса

Описание жизни этого пророка во всех трёх религиях совпадает - подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Согласно учению иудаизма, Моше на горе Синай была ниспослана Тора (Священное Писание иудеев), в исламе Муса - собеседник Аллаха, которому Бог ниспослал Таурат (Священное Писание мусульман).

Георгий Победоносец

Джирджис, Гиргис, Эль-Худи

Один из самых почитаемых святых. Согласно житию, когда вспыхнули гонения на христиан, отправился к императору Диоклетиану отстаивать свою веру. По преданию, Георгия заключили в темницу и после чудовищных пыток обезглавили. В мусульманской традиции он также мученик за веру, который жил в Палестине. Был замучен до смерти в Мосуле императором Даданом, но затем воскрес и совершил множество воскресений из мёртвых.

А также:

Дева Мария

Марйам

Архангел Гавриил

Гавриэль

Джабраил

и др.

Общие сюжеты

Потоп

Ной (в иудаизме и христианстве, Нух - в исламе) - праведник, был спасён во время Всемирного потопа. По указанию Бога сделал Ковчег, в котором укрыл свою семью и по паре животных каждого вида. Считается продолжателем рода человеческого. В Коране Нух - один из самых почитаемых пророков. Проповедовал единобожие, но безуспешно. Тогда Нух попросил о помощи, и Аллах приказал ему построить корабль, затем наполнил мир водой. Все неверующие погибли...

Судный день

Признаётся в качестве святыни последователями всех трёх авраамических религий. Для иудеев и христиан эта гора есть место, куда Авраам устремился, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака, а царь Соломон на её вершине построил Храм единого Бога. Для мусульман это место вознесения Мухаммада к престолу Аллаха в так называемую ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). В наше время у подножия храмовой горы перед Западной стеной для молитвы собираются иудеи.

2. Главный пророк иудаизма

ЗАПОВЕДИ МОИСЕЯ, ДАННЫЕ ЕМУ БОГОМ НА СИНАЙСКОЙ ГОРЕ

1.?Я Господь, твой Бог, который вывел тебя из Египта, из неволи. Пусть у тебя не будет никаких богов, кроме Меня.

2.?Не делай себе изваяний божества – никаких изображений того, что вверху на небе, того, что внизу на земле, или того, что в воде, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я, Господь, твой Бог, – ревнивый Бог. За грехи отцов, отвергнувших Меня, Я караю их детей, внуков и правнуков. А потомкам тех, кто Меня любит и исполняет Мои повеления, Я и в тысячном поколении воздаю добром.

3.?Не произноси попусту имя Господа, Бога твоего. Господь не оставит безнаказанным того, кто так делает.

4.?Помни, что суббота – священный день. Шесть дней работай, занимайся делами, а седьмой день – суббота: он принадлежит Господу, твоему Богу. Работать в этот день нельзя никому – ни тебе, ни сыну твоему, ни дочери, ни рабу твоему, ни рабыне, ни твоему скоту, ни переселенцу, что живет в твоем городе. Ибо за шесть дней Господь создал небо и землю, и море, и все, что их наполняет, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Господь субботний день и сделал его священным.

5.?Чти отца и мать, чтобы долгой была твоя жизнь на той земле, которую Господь, твой Бог, тебе дарует.

6.?Не убивай.

7.?Не прелюбодействуй.

8.?Не воруй.

9.?Не давай лживых показаний против ближнего.

10.?Не желай отнять чужой дом, не желай отнять чужую жену, чужих рабов и рабынь, чужих быков и ослов – ничего чужого.

Ветхий Завет. Исх. 20: 2-17

Речь идет о Моисее, величайшем пророке всех времен и народов, с которым Бог разговаривал, говоря нашим языком, «онлайн» или по выражению Библии – «как человек говорит с другом своим». Полагают, что по причине близости к Высшему духовному существу его лицо постоянно сияло, притом не только метафорически, но и в прямом смысле.

Наиболее почитаем Моисей, или на иврите – Моше, у израильтян, где он считается одним из основателей и распространителей иудаизма. Моисей уважаем и в христианстве, как автор первых пяти книг Библии – Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) и десяти заповедей. Столь же почитаем Моисей (Муса) и в исламе, как пророк и собеседник Аллаха.

Моисей – одна из самых таинственных личностей Ветхого Завета. Сомнений в его реальном существовании нет, однако наличие большого количества фантастических событий, которыми полна его биография, заставляет усомниться во многих из них. Тем не менее здесь мы должны рассказать и об этом, и пусть читатели сами решают, где правда, а где вымысел.

Существуют разночтения относительно того, когда жил Моисей и в какое время он совершил те или иные очень важные для израильтян поступки.

Так, например, согласно иудейской традиции Моисей родился в Египте в XV или в XIII веке до н. э. во времена царствования фараонов Эхнатона, Рамзеса II или Мернептаха. Свое имя он получил не сразу, а несколько позднее от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, и оно означает «взятый из воды». Согласно преданиям, в древности израильтяне были в полном подчинении у египтян как их рабы. Они выполняли самые тяжелые и неприятные работы, практически ничего за это не имея. Тем не менее каторжный труд не сократил численность израильтян – напротив, их количество множилось. Фараон, испугавшись, что когда-нибудь они приобретут могущество и предъявят счет своим поработителям, распорядился утопить в Ниле всех новорожденных иудейских младенцев мужского пола. Родителям Моисея удалось некоторое время прятать своего новорожденного сына, но это было очень опасно. В любой момент слуги фараона могли услышать плач ребенка в хижине. А поэтому мать Моисея, желая уберечь его от неминуемой смерти, положила младенца в просмоленную корзину и пустила вниз по реке, надеясь, что кто-нибудь его да спасет. Его, действительно, спасла дочь фараона, пришедшая искупаться. Не имея своих детей, она взяла на воспитание Моисея как своего сына, дав ему блестящее для того времени образование.

Моисей знал, какого он рода, а поэтому его всегда печалило положение соплеменников. Однажды он был настолько рассержен жестоким поведением египтянина-надсмотрщика по отношению к рабу-иудею, что в порыве ярости убил изувера. Опасаясь, что об этом узнает фараон и накажет его, Моисей бежал в землю Мадиамскую, находящуюся на территории современной Аравии. Там он прожил сорок лет, работая пастухом у священника Иефора, на дочери которого он потом и женился.

Однажды он завел свое стадо далеко в пустыню к горе Хорив (Синайская гора), где ему явилось чудо. Он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. В то же время из куста раздался голос: «Моисей! Моисей! Сними свою обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей закрыл свое лицо руками потому что, согласно поверьям, тот, кто смотрит на Бога, немедленно ослепнет.

Господь продолжил свою речь из куста: «Я увидел страдание народа моего в Египте и хочу избавить его от произвола египтян, чтобы вывести его в хорошие и просторные земли, где течет молоко и мед. Иди к фараону и выведи из Египта сынов Израилевых…»

Однако Моисей засомневался, что он достоин такой высокой участи и ответил Богу: «Кто я такой, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?»

И тогда Бог сказал: «Я буду рядом с тобой, и вот тебе знак, что я послал тебя: когда ты выведешь народ мой из Египта, то вы совершите моление на этой горе…»

Но Моисей продолжал настаивать: «Ну, хорошо, вот я приду к своим соплеменникам и скажу, что Бог послал меня к ним. А поверят ли мне они? А если они спросят как имя Бога?»

Тогда Бог изрек: «Я есть Сущий. Так и скажи сынам Израилевым. Дескать, Сущий Иегова послал меня к вам. Этого будет достаточно»…

Однако фараон, аудиенции с которым добился Моисей, принял его за авантюриста и прогнал пророка. И когда Бог узнал об этом, то сильно рассердился, поочередно обрушив на Египет десять бедствий, известных как десять казней египетских. После каждой такой «казни» Моисей повторял просьбу, но фараон упорствовал. Сопротивление правителя было сломлено только после десятой «казни», заключающейся в смерти всех первенцев египтян – от фараона до последней рабыни. После этого фараон и его окружение сами потребовали, чтобы иудеи как можно скорее ушли из Египта. Правда, вскоре фараон спохватился, поскольку он терял бесплатную рабочую силу, и решил вернуть рабов. Для этого он отправил вслед беглецам свое войско, чтобы принудить их к возвращению, а если рабы будут противиться – истребить их всех…

Вскоре скитальцы достигли берегов Красного моря и остановились, не зная, что делать дальше. И тогда Бог повелел Моисею протянуть руку к морю, в результате чего его воды разошлись, обнажив дно, по которому беглецы перешли на другой берег. Но когда воины фараона попытались сделать то же самое – воды моря снова сомкнулись, и множество всадников утонули вместе с лошадьми…

Начались тяжелые сорокалетние странствия по пустыне, где не было ни воды, ни пищи. Однако Бог щедро снабжал путников манной, которая падала прямо с неба, а когда им хотелось пить, Моисей, опять-таки с помощью Бога, превращал горькую и соленую воду из местных озер в пресную, а также с помощью волшебного жезла высекал воду для питья из скалы.

Через годы гнетущих блужданий народ вышел к Синайской горе. Моисей взошел на ее вершину и находился там целых 40 дней, все это время общаясь с Богом. О чем они беседовали – никто не знает.

Израильтяне, решив, что их вождь уже не вернется, возродили языческий культ золотого тельца. Однако спустившийся с горы Моисей, увидев это, в бешенстве разбил принесенные с собой скрижали (каменные доски) и уничтожил скульптуру золотого тельца, после чего вновь вернулся на гору для общения с Богом. Иегова, узнав, что творит избранный Им народ, решил наказать их подобно тому, как Он это делал с египтянами, но Моисей с трудом уговорил Его. Успокоившийся Моисей с просветленным лицом спустился с горы с новыми скрижалями. На них были выгравированы десять заповедей, впоследствии ставших основой законодательства Моисея (Торы). Считается, что именно с этого времени сыны израилевы стали по-настоящему единым народом – евреями. Здесь же на горе Моисей получил и другое указание от Бога, как построить скинию – передвижной храм в виде палатки для хранения скрижалей и богослужения.

В конце своих многотрудных странствий народ Израилев опять начал роптать и возмущаться. Чтобы пресечь волнения Бог напустил на толпу ядовитых змей, после чего беспорядки прекратились.

Однако ступить на землю обетованную самому Моисею так и не удалось, он умер незадолго до этого в возрасте 120 лет. Местом его захоронения считается гора Нево, с которой Мои-сей незадолго до кончины увидел желанную землю.

Согласно историческим хроникам будущая «земля обетованная» была к тому времени уже плотно заселена ханаанами, которые были частично изгнаны, а частично уничтожены вторгшимися сюда иудеям в середине II тысячелетия до н. э., образовав объединенное царство Израиля и Иудеи.

Из книги Роза о тринадцати лепестках автора Штейнзальц Адин

Глава VII. Образ человека в символике иудаизма. Одним из постулатов, под влиянием которых сформировался еврейский ритуал служения Всевышнему, был абсолютный запрет на изготовление статуй и масок, восходящий ко второй из десяти основополагающих заповедей Всевышнего.

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Астральный пророк Перевод – К. Леонов Каждый образованный англичанин слышал имя генерала Ермолова, одного из величайших военачальников нашего века, и если он вообще знаком с историей Кавказских войн, то он должен знать о подвигах одного из главных победителей этой

Из книги Оккультный рейх автора Бреннан Джеймс Херби

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Число-пророк И еще один аспект нумерологии – числа, помогающие нам и мешающие. Давайте опять считать! А ведь интересно, правда? Столько нового о себе узнаешь, а сколько неприятного, но правдивого…Число-пророк крепко связано с судьбой человека, постоянно напоминает о себе

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РОЖДЕНИЕ ИУДАИЗМА

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

Непризнанный пророк ПО ЗАВЕТАМ ЦЗОН-КА-ПЫ О просветительской деятельности сотрудников Белого Братства Махатма М. говорил Е. И. Рерих:«Урусвати знает, что Великие Учителя во всех веках утверждали силу мысли, дальние миры, явление непрерывности жизни и Тонкий Мир. В Индии,

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

ХУДОЖНИК-ПРОРОК 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было стать легендой еще при жизни. Николай Константинович Рерих - мастер живописи, путешественник, археолог, писатель, известный педагог и общественный деятель,

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

Пророк Магомет По традиции автором Корана считается основатель ислама Магомет. Датировка Корана XIV веком это полностью отвергает и, вообще, ставит под сомнение существование такого лица. Рассмотрим поэтому вопрос об историчности личности Магомета подробнее.В отличие от

Из книги Роза о тринадцати лепестках автора Штайнзальц Адин

7. ДВА КУЛЬТА ИУДАИЗМА

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Глава VII. Образ человека в символике иудаизма Одним из постулатов, под влиянием которых сформировался еврейский ритуал служения Всевышнему, был абсолютный запрет на изготовление статуй и масок, восходящий ко второй из десяти основополагающих заповедей Всевышнего.

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Тайны мирового разума и ясновидение автора Мизун Юрий Гаврилович

[Духовные знания иудаизма] Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно понимать сказанное в Библии. Именно, многое было известно древним

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Пророк Зороастр (Заратуштра)

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Гарри-пророк Местной породы морской крокодил по прозвищу Гарри точно указал будущего президента Австралии. Процедура предсказания осуществлялась в городе Дарвин на севере страны, где в зоопарке находится Гарри. Крокодилу предложили две одинаковые тушки курицы, к

Из книги автора

Спящий пророк Однако подлинный дар ясновидения у Эдгара Кейси проявился, когда в состоянии транса он начал рассказывать о прошлом и будущем стран и континентов. Это произошло у него чисто случайно. Однажды после назначения лечения очередному клиенту Кейси не проснулся,

Из книги автора

б) По поводу иудаизма В «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям» II Ватиканского Собора в главе 4, посвященной отношению Церкви к иудаизму, имеется, среди прочего, следующая констатация: «Церковь не может забыть, что она приняла откровение Ветхого

В древние времена богов в Иудее было несчетное количество. Всячески почитались идолы из драгоценных металлов, камня и дерева, которые стояли в домах и в общественных местах. Языческие обряды и жертвы стали повсеместной традицией. Рощи использ

Пасха изжила себя, хотя некогда была самым важным торжеством. Это прекрасное событие, посвященное памяти любви Бога к еврейскому народу и его спасения от плена египтян, это праздник из Ветхого Завета, который предвосхищал будущее, в том числе спасение Иисусом человечества от смерти и избавление от греха. Но традиции предков уже не соблюдались, и евреи перестали верить в Бога. Очаги веры еще кое-где сохранились, но потихоньку затухали, отдаляя народ от спасения и хороня его в языческой тьме.

Но и в это трудное время Бог не оставил людей и продолжал заботиться о погибающих. В частности, он послал пророка Иеремию, чтобы напомнить людям об истинной вере. Пророк иудеев убеждал всех в том, что главное - хранить свою веру. Однако слова пророка не были восприняты должным образом, и это вынудило Господа пойти на крайние меры. Чтобы прояснить разум людей, он послал иноземных захватчиков в Иудею. Через Иеремию он сказал, что в наказание за свое поведение иудейский народ будет пленен на семьдесят лет. Именно такой срок потребуется для того, чтобы люди осознали всю тяжесть своего греха.

В качестве инструмента в борьбе за мораль иудеев Бог выбрал вавилонян. Вавилон расположился на руинах Ассирии и наращивал свою военную мощь, наводя страх на всех соседей. Они мечтали о захвате новых территорий, и на их пути встала Иудея. Ее жители хотели сражаться за свою независимость, однако пророк иудеев убеждал их сложить оружие и помолиться Господу о своем прощении.

Иудеи не понимали, что Вавилон польстился на их земли не просто так: прежде всего, это наказание от Господа за греховные поступки всего народа и его правителей, за то, что люди отступили от своей веры и позабыли ее. Об этом говорил сам Бог. Однако никто не послушал Иеремию, сочтя его слова глупыми. И в 586 году до н.э. легендарный царь Вавилона Навуходоносор после длительной осады завоевал Иерусалим и разграбил его. Разрушения не избежал и иерусалимский храм, возведенный мудрым Соломоном в годы расцвета своего правления. Храм, олицетворявший присутствие Бога в Иудее и его величие, был сожжен до основания.

Все жители были пленены. Только самым бедным людям захватчики позволили остаться на своей родине, чтобы возделывать поля и обрабатывать виноградники. Итак, оказалось, что пророк иудеев был прав, и все несчастья, предсказанные им, сбылись. Иеремия стал очевидцем того, как исполнилась воля Бога. Пророк Иеремия не покинул Иерусалима. Он горько оплакивал незавидную участь города и людей, которые отреклись от Божьей помощи. Однако Бог не отвергнул иудеев и не послал беды на все человечество. Семьдесят лет предстоит провести иудеям в плену, и только после этого они смогут возвратиться. Но их ждет великая радость - Рождение Божественного Спасителя.

  • Пророк - это человек, говорящий от лица Б-га с людьми.
  • Он может быть женщиной или мужчиной, евреем или язычником.
  • В Танахе содержится упоминание о 48 пророках, 7 пророчицах и 1 язычнике.
  • Даниэль не был пророком, потому что он не говорил с народом.

Кто такой пророк?

Многие сегодня думают, что пророк - это человек, который предсказывает будущее. И так как дар пророчества включает в себя пророческое видение будущего, пророк - это не простой человек, обладающий такими способностями.

Пророк - это человек, говорящий от лица Б-га; человек, избранный Б-гом, для того чтобы обращаться к народу и передавать от Него весть или учение . Пророки были образцом для подражания в святости, просвещённости и близости к Б-гу. Они устанавливали духовные и моральные критерии для всего общества.

Еврейское слово «пророк» — נביא («нави» Нун-Бет-Йуд-Алеф ) - происходит от термина «нив сфатаим », означающего «плод уст», который подчёркивает роль пророка как оратора.

Талмуд учит нас, что было сотни тысяч пророков - в два раза больше, чем число покинувших Египет - 600 тысяч человек. Но большинство пророков передавали весть, которая предназначалась исключительно для ныне живущего (текущего) поколения и не упоминалась в Священных Писаниях. Писание называет только 55 пророков Израиля .

Пророк - не обязательно мужчина. Танах раскрывает образы семи пророчиц, о которых пойдет речь в дальнейшем. Талмуд сообщает, что пророческая способность Сарры превосходила видение Авраама.

Пророк не обязательно должен быть евреем. В Талмуде сказано, что среди язычников также были пророки (в первую очередь Билам, описанный в Бемидбар 22), хотя он не являлся столь возвышенным, как остальные пророки Израиля (как показывает история ). А некоторые из пророков, как, например, Йона, отправлялись Создателем в другие страны для возвещения язычникам слова Б-жьего.


Согласно некоторым точкам зрения, пророчество - это вовсе не дар, который повсеместно раздаётся людям. Скорее, это кульминация духовного и этического развития человека. Когда человек достигает высокого уровня духовного и этического развития, Шхина (Б-жественное присутствие) осеняет этого человека и покоится на нём или на ней.

Аналогично, дар пророчества оставляет человека, если он теряет своё духовное и этическое совершенство.

Величайшим из пророков был Моше рабейну . Говорят, что Моше видел всё, что видели остальные пророки и даже больше, чем они. Моше видел всю Тору, включая Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания), которые будут написаны через сотни лет. Все последующие пророчества были выражением того, что Моше уже видел. Таким образом, мы учим, что ничто из Невиим и Ктувим не может противоречить Писаниям Моше, потому что Моше предвидел их смысл заранее.

В Талмуде говорится, что писания пророков понадобятся в Грядущем мире, так как в эти дни люди станут умственно, духовно и этически совершенными и будут обладать даром пророчества.

Список пророков в Еврейских Писаниях


Ниже вы познакомитесь с именами пророков, о которых рассказывает Талмуд, и встречаемых в комментариях Раши к тем страницам Писания, где в Танахе появляется пророк.

Имя пророка Место в Танахе, где появляется пророк
Авраам Берешит 11:26 - 25:10
Ицхак Берешит 21:1 - 35:29
Яаков Берешит 25:21 - 49:33
Моше Шмот 2:1 - Дварим 34:5
Аарон Шмот 4:14 - Бемидбар 33:39
Йеѓошуа Шмот 17:19 - 14, 24:13, 32:17, 18, 33:11; Бемидбар 11:28, 29, 13:4 - 14:38, 27:18 - 27:23; Дварим 1:38, 3:28, 31:3, 31:7 - Йеѓошуа 24:29
Пинхас Шмот 6:25; Бемидбар 25:7 - 25:11; Бемидбар 31:6; Йеѓошуа 22:13 - Йеѓошуа 24:33; Шофтим 20:28
Элкана 1 Шмуэль 1:1 - 2:20
Эйли 1 Шмуэль 1:9 - 4:18
Шмуэль 1 Шмуэль 1:1 - 1 Шмуэль 25:1
Гад 1 Шмуэль 22:5; 2 Шмуэль 24:11-19; 1 Диврей ѓа-ямим 21:9 - 21:19; 29:29
Натан 2 Шмуэль 7:2 - 17, 21:1 - 25
Давид 2 Шмуэль 16:1 - 1 Млахим 2:11
Шломо 2 Шмуэль 12:24; 1 Млахим 1:10 - 11:43
Йеддо 2 Диврей ѓа-Ямим 9:29, 12:15, 13:22
Михайеу, сын Йимлы 1 Млахим 22:8-28; 2 Диврей ѓа-ямим 18:7 - 27
Овадья 1 Млахим 18; Овадья
Ахия Шилониянин 1 Млахим 11:29-30, 12:15, 14:2-18, 15:29
Йэйъу, сын Ханани 1 Млахим 16:1-7; 2 Диврей ѓа-ямим 19:2, 20:34
Азария, сын Одэйда 2 Диврей ѓа-ямим 15
Йахазиэль левит 2 Диврей ѓа-ямим 20:14
Элиезер, сын Додаваhу 2 Диврей ѓа-ямим 20:37
Ошеа Ошеа
Амос Амос
Миха из Морэйши Миха
Амоз (отец Йешаяѓу)
Элийяѓу 1 Млахим 17:1 - 21:29; 2 Млахим 1:10 - 2:15, 9:36-37, 10:10, 10:17
Элиша 1 Млахим 19:16-19; 2 Млахим 2:1 - 13:21
Йона, сын Амитайя Йона
Йешаяѓу Йешаяѓу
Йоэль Йоэль
Нахум Нахум
Хаввакук Хаввакук
Цфанья Цфанья
Урияhу Ирмеяѓу 26:20-23
Йирмия Ирмеяѓу
Йехезкель Йехезкель
Шемайя 1 Млахим 12:22 - 24; 2 Диврей ѓа-ямим 11:2 - 4, 12:5 - 15
Барух Ирмеяѓу 32, 36, 43, 45
Нэйрия (отец Баруха)
Серайя Ирмеяѓу 51:61 - 64
Махсэйя (отец Нэйрия)
Хаггай Хаггай
Захарья Зхарья
Малахи Малахи
Мордехай Свиток Эстер
Одэйд (отец Азарьи)
Ханани (отец Йэйъу)
Женщины - пророчицы
Сарра Берешит 11:29 - 23:20
Мирьям Шмот 15:20 - 21; Бемидбар 12:1 - 12:15, 20:1
Девора Шофтим 4: 1 - 5:31
Ханна 1 Шмуэль 1:1 - 2:21
Авигаиль 1 Шмуэль 25:1 - 25:42
Хулда 2 Млахим 22:14 - 20
Эстер Эстер

Почему Даниэль - не пророк?

Меня часто спрашивают, почему книга Даниэля в Танахе включена в Ктувим (Писания), а не в Невиим (Пророки)? Разве Даниэль не был пророком? Разве его видения о будущем не были истинными?

Согласно иудаизму, Даниэль не является одним из 55 пророков. Его писания включают в себя видения будущего, которые непременно исполнятся. Однако его миссия не заключалась в том, чтобы быть пророком. Его видения будущего никогда не объявлялись народу; они были записаны для будущих поколений . Таким образом, их классифицируют в Танахе как Ктувим (Писания), а не Невиим (Пророки).