Исторические кружки для школьников. Программа кружка "увлекательный мир истории"

«Увлекательный мир истории».

Учитель истории и обществознания Нигматуллина А.Ш.

МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска.

Пояснительная записка.

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности.

Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела.

Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

Исследовательская деятельность (как творческий вид познания);

Собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности.

К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы.

Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель: С формировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи:

Образовательные:

    Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России;

Развивающие:

    развивать познавательные потребности и способности, креативность;

    повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;

    формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

    овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

    совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;

    формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории;

Воспитательные:

    воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

    Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;

    Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс

Тема занятий.

Количество часов

Введение. «Листаем страницы истории».

Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.

«Мир символов».

Создаем аппликации на темы:

Возникновение земледелия и скотоводства.

Изобретение лука и стрел.

Демонстрация работ.

«Своими руками».

Моделирование. Лекция.

Групповая, практическая работа.

(Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.)

Моделирование:

1.Первобытное жилище,

2.Шадуф.

Занимательные задания.

«Изобретения древности, изменившие жизнь человека».

Сообщения учащихся.

Учимся создавать слайд - презентации.

«О, великие правители Древнего мира».

Сообщения учащихся.

Работа в группах. «Беседа с правителями»

1. Беседа с А. Македонским.

2.Беседа с Хаммурапи.

1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского».

Придумай окончание сказки.

Составление библиографического словаря.

1. Великие правители Древней Греции.

2. Великие правители Древнего Рима.

«Семь чудес света».

Сообщения.

Создаем слайд-презентации.

Проектная работа: «Современное чудо света».

Предложи свое задание.

Создание сборника «Наши проекты».

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

6 класс

Введение.

Чем увлекательна история.

«В поисках исторических источников».

Исторические источники. ВИД. Лекция.

Как работать с историческим документом. Памятка.

Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке.

Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники.

Написание сказки с историческим героем.

Посещение Селенгинского районного архива.

«Создаем своими руками».

Жилище - как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж.

Тема: Древнерусское жилище:

Княжеские хоромы.

Боярские хоромы.

Крестьянская изба.

Создание слайд - презентации.

Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду.

«Предложи свое задание»

«Предание глубины глубокой».

Приметы древних славян. Сообщения учащихся.

Ритуалы и обряды славян.

Жилище древних славян.

Исследовательская работа.

Создаем слайд-презентации.

«По городам Руси».

Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации.

Создаем слайд - презентацию.

«Предложи свое задание».

Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации.

«Листаем страницы истории».

Создание сборник.

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

7 класс

Введение.

Исторические факты. Загадки истории.

«Интереснейшие факты». XVII -XVIII вв..

Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов

истории Отечества XVII -XVIII вв.. Составление сборника.

Работа с историческими документами.

«Предложи свое задание».

«История в датах и цифрах».

Лекция. «Это интересно»

Решение исторических задач.

Составление задачника.

Составление хронологической таблицы.

Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие).

Учимся анализировать статистические данные.

«Загадки истории».

Загадочные истории. Сообщения.

Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты).

Создаем слайд-презентации.

«Историческое моделирование»

Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы).

Создание чертежей.

Моделирование.

«Снимаем кино»

Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли.

Репетиция.

Съемки.

«Создание сборника»

«Работы творческой мастерской»

Итого:

30 (4ч. - резервные)

8 класс

«Введение»

«Личность в истории».

«Открытия, изменившие мир»

Лекция. «Открытия, изменившие мир».

Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.»

Занимательные задания.

Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций.

Создание слайд-презентаций.

Сочинение: «Как делаются великое открытия».

Создание вопросника по теме.

«Выдающие люди XIX – XX вв»

Лекция. «Выдающие люди».

Работа в группах. Интервью.

Составление библиографического словаря справочника.

Творческое задание. «Гордость нашей семьи».

Занимательные задания.

Предложи свое задание.

«Глазами художника».

Лекция. «Выдающие деятели искусства».

Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации.

Занимательные задания.

Творческое задание: «Оживи ситуацию»

Создание картины.

Беседа. «Как это, быть художником?»

Предложи свое задание.

Создание сборника.

«Великие открытия».

Итого:

30 ч. (4 ч. - резервные)

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция.

Технологии, методики:

    уровневая дифференциация;

    проблемное обучение;

    моделирующая деятельность;

    поисковая деятельность;

    информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи.

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов.

с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:

    альбом,

    газета,

    журнал, книжка-раскладушка,

    коллаж,

    коллекция,

    костюм,

    макет,

    модель,

    музыкальная подборка,

    наглядные пособия,

    плакат,

    презентации,

    серия иллюстраций,

    сказка,

    справочник,

    стенгазета,

    сувенир-поделка,

    учебное пособие,

    фотоальбом,

    экскурсия.

При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:

    Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.

    Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.

    Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008.

    Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006.

    Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.

    Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники)

1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.
2.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.
3.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время.
4.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.
5.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.
6.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX -XX вв.
7.История России. XX век. в 4 частях.
8.От Кремля до рейхстага.
9.Энциклопедия истории России.
10.Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX - XIX вв.
11.ЕГЭ история.
12.Занимательная история. Часть 1.
13.Занимательная история. Часть 2.
14.Династия Романовых.
15.История России с древнейших времен до конца XVI в.

Приложение

5 класс.

Мир символов.

Создание аппликации.

Аппликация - это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей.

На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему.

Примерные темы:

«Возникновение земледелия и скотоводства»,

«Изобретение лука и стрел».

Предлагается два способа выполнение аппликации:

1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их.

2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления.

В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные.

Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример.

Охота на мамонта.

Люди роют огромную яму - налаживают ее ветвями - появляется мамонт - попадает в яму - люди забрасывают его камнями .

Историческое моделирование.

Материальные памятники воплощенные в моделированных объектах - это спутники жизни прошлого. Моделирование развивает творческие способности, пополняет исторические знания, представления, заставляет предметно взглянуть на историческое прошлое.

Моделирование можно поделить на несколько видов:

    общественные здания (храмы, дворцы, театры)

    частные постройки, орудия труда, технические приспособления, оружие, предметы быта, украшения, одежда.

«Строительным» материалом для макетов является: картон, бумага, лучина, бруски, фанера, круглые палочки, сосновая кора, пластилин, клей, вата, вымоченная в клейстере (лепка барельефов, куполов), гипс. Для имитирования ландшафта может использоваться: опилки, окрашенные в нужный цвет, истолченный мел, губка, гуашь, краски.

Прежде, чем делать макет нужно провести предварительную работу:

    Найти и изучить информацию, по тому объекту, макет которого вы хотите выполнить;

    Выполнить чертеж, соблюдая масштаб. Сначала делается чертеж из простой бумаги и вырезается, только после того как вы прикинете, что получиться, нужно перейти к оригинальному чертежу.

Примерные темы: «Первобытное жилище», «Шадуф».

«Первобытное жилище».

Материал: палочки, неочищенные от коры, куски коры, солома, писчая бумага, оклеенная ватой, и окрашенная, имитирующая шкуры животных.

Могут быть представлены макеты Хижин, свайных построек, пещеры, дольменов.

Модель шадуфа. (Отчасти напоминает деревенский «журавль»).

Сам колодец делается из красного материала (пластилин, гипс, глина). Для коромысла берется прут, к одному концу привязывается камень, к другому ведро. Коромысло крепиться к выемке. Рядом с колодцем крепиться желоб, по которому будет стекать вода.

«Беседа» с исторической личностью.

Памятка.

    Выбор исторической личности (определить кто будет выполнять роль). Поиск информации.

    Составление простого плана по тексту.

    Можно использовать метода «от обратного», представить жизнь народа изучаемого периода, выбрать группы населения, которые положительно относились к деятельности выбранной личности (либо отрицательно).

    Продумать свой диалог (как представители конкретной группы).

Занимательные задания.

5 класс.

Задание к блоку «Мир символов».

Задание 1. В криптограмме зашифровано имя одного из героев Древней Греции. Найдите способ её решения и ответьте на вопрос, чем знаменит данный герой.

Задание 3 . Придумайте окончание сказки.

В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки.

«Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный ребенок, который фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован и уже с его рождения богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто нне силах изменить

Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого - поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.

Проходят года. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как то внизу он замечает какое то странное существо на четырех ногах...»Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в башне.

Но вот мальчик становиться юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствование.

В сопровождение своего верного слуги и собак и царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь так же в высокой башне живет красавица царевна. Она достанется тому в жены, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает эта царевна.

Никому этого не удается и лишь наш герой совершает этот прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдавать свою дочь в жены какому то безвестному египтянину. Дело в том, что царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевны и слышать ничего не хочет ни о ком другом «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!». Пришлось отцу уступить.

Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: Я обречен трем судьбам - крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».

Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она спасает его от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствую грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде, чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем они раздавили гадину.

Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга - на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...»

На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, закончилась сказка?

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям.

Данная программа позволяет расширить представления учащихся об исторических деятелях. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории.

Направленность образовательной программы- туристко-краеведческая.

Актуальность программы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Цель занятий:

Расширить представления учащихся о выдающихся деятелях России 9-19вв.

Задачи.

Образовательные:

Способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

Продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

Продолжить формирование понятийного аппарата;

Научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;

Научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций.

Развивающие:

Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

Способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

Воспитывать активную жизненную позицию.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 13-14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Режим занятий.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: как правильно составить характеристику исторического деятеля.

Учащиеся должны уметь :

Анализировать конкретно-исторические сведения;

Владеть историко-биографической информацией;

Работать с научно-популярной и справочной литературой;

Анализировать и сопоставлять факты.

Формами проведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, конференциях по истории.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов.

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Раздел1. Земля русская

Раздел2.Московская Русь

Раздел 3. Россия в XVII веке

Раздел 4. Россия в XVIII веке

^ Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

Итоговое повторение

Всего 34 часа

Вводное занятие.(1 час)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.) Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.) Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.) Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.) Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Тема 2. Женщины на престоле(1 ч.)

Тема 3. Елизавета Петровна (1 ч.) Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 4. Екатерина Великая (1 ч.)

Тема 5. Емельян Пугачев (1 ч.) . Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Тема 7. Русское “просвещение” (1 ч.)
^

Тема 1. Александр I (1 ч.)

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Тема3.Александр II.(2ч.)

Итоговое повторение (2 час)

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Наименование тем, разделов.

Количес-тво часов

Сроки выполнения

По плану

По

факту

Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

6.09

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

13.09

Тема 2. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.

20.09

Тема 3. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

27.09

Тема 4. Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики.

4.10

Тема 5. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

11.10

Тема 6. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха.

18.10

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств

25.10

Тема 8. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

15.11

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы.

22.11

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

29.11

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью

6.12

Тема 3. Сергий Радонежский Сергий Радонежский.

13.12

Тема 5. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр).

20.12

Тема 6. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

27.12

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

17.01

Тема 2. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений.

24.01

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

31.01

Тема 4. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

7.02

Тема 5. Церковный раскол) Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

14.02

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

21.02

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6часов)

Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого.

28.02

Тема 2. Женщины на престоле.

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

7.03

Тема 3. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета

14.03

Тема 4. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

21.03

Тема 5. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева

4.04

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

11.04

Тема 7. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

18.04

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

25.04

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

2.05

Тема3.Александр II. Царь-освободитель. Накануне отмены крепостного права. Внешняя политика Александра II

16.05

23.05

Итоговое повторение

30.05

31.05

Методическое обеспечение программы.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Для учителя:

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989
  2. Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,1990
  3. Валишевский К Петр Великий. М., 1990
  4. Гумилев Н. От Руси до России. М.,1992
  5. Павленко Н. Тайны Петровской эпохи.М.,2006
  6. Шитов А.В. Минин и Пожарский. М.,1990

Для обучающихся:

  1. Баландин Р., Миронов С. Тайны Смутных эпох. М.. 2006
  2. Зарезин М., Последние Рюриковичи. М.,2006
  3. История России для детей и взрослых. (составитель В.Соловьев) 2003.
  4. 100 великих россиян (составитель К.Рыжов), 2000.
  5. История России в лицах. М.,1995

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пугачева Саратовской области»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ИСТОРИК»

(Возраст 12-13 лет. Срок реализации- 1 год)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___

от «__»_______2013г.

Учитель истории и

обществознания

Рамзина М.Ю.


Кружок дает студентам возможность более глубоко изучить отдельные интересные и острые аспекты Отечественной истории, в непринужденной обстановке пообщаться со специалистами-историками, посмотреть уникальные видеоматериалы.

Программа работы кружка разрабатывается преимущественно на основе пожеланий самих студентов, которые предлагают темы для занятий в ходе анкетирования. Заседания проводятся 1-2 раза в месяц. Формы работы кружка разнообразны. В первую очередь, это тематические лекции, которые читают сотрудники кафедры или приглашенные специалисты. Среди приоритетных тем можно назвать: Церковь и государство в истории России; Смутное время; Реформы Петра I; Достижения и издержки; Техника и вооружение СССР накануне войны; Исламский фактор в истории России; Этноконфессиональная ситуация в современной России и т.д. Иногда занятия проводятся в форме «круглых столов». Некоторые заседания посвящаются просмотру документальных фильмов с их последующим обсуждением («И танки наши быстры …»; История отечественного танкостроения; Тайна гибели линкора «Новороссийск»; Тайна гибели АПЛ «Курск»).

Регулярно 1-2 раза в семестр проводятся тематические пешеходные экскурсии по исторической Москве (Тайны Китай-города; Зарядье и Ивановская горка; Сталинская архитектура в Москве и т.д.)

Иногда для участников кружка организовываются выездные экскурсии в Дмитров, Истру, Коломну, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Серпухов и другие города.

Многие студенты по окончании учебного курса Истории продолжают участвовать в работе кружка.

Мы рады вам всегда!

Разделы: История и обществознание

Вряд ли найдётся учитель истории, который не занимался тем или иным видом внеклассной работы. Она помогает решать задачи мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, содействует выявлению творческих способностей школьников, вовлекать их в активную деятельность, помогает найти свое призвание, выбрать профессию. В отличие от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения. Внеклассная работа носит поисковый, исследовательских характер, в этом, пожалуй, одна из её привлекательных черт. История – очень везучая наука. Интерес ребёнка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, не многим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Повторная вспышка увлечения историей происходит, обычно в зрелые годы. Вдруг начинаешь замечать, что интереснее осмысливать исторические факты, чем впервые о них узнавать. Порой самому удаётся найти ответы на вопросы, давно волновавшие тебя; тогда понимаешь, что решение задач, которые ставит История,- увлекательное дело. А сколько разных тайн и загадок хранит она! И как хочется к ним прикоснуться, попробовать приоткрыть завесу тайны. История, исчисляемая в годах, кажется долгой и древней. А если перевести её исчисление в поколения людей, творцов истории, то реальность событий становиться зримее. Времена Петра Великого отделяет от нас всего 9 поколений, монгольское нашествие – 25 поколений, время катастроф Земли – 400 поколений. И когда египетские жрецы рассказали Геродоту, что их первый фараон правил страной после полубогов 341 поколение назад и все деяния последующих фараонов записаны ими, что в храме Зевса хранятся статуи не только этих фараонов, но и всех верховных жрецов, история становиться просто осязаемой.

Я веду кружок по истории в 6 классе. Мы изучаем сейчас историю Средних веков. Однако расстаться с полной тайн и загадок историей Древнего мира ребята не захотели. Оказалось, что в древней истории у каждого ребёнка нашлась своя история и своя тайна, о которой он хочет рассказать, либо больше узнать. Так родился курс “Все тайны и загадки мира или тайна, о которой я хотел рассказать”. Особенностью курса является то, что спланировали его сами дети. Каждый участник кружка предложил не только свою тему, но и форму проведения занятия. Мне оставалось немного обработать её и включить в тематический план. Можно возразить, что темы эти изучены, и нужно идти вперёд; ведь к изучению всемирной истории учащиеся вернуться лишь в 10 классе! Нужно больше времени уделять изучению истории Отечества. Всё верно. Но мне данный курс показался перспективным: во-первых, ребята знакомы с общей историей Древнего мира, значит, им есть на что опереться (есть база, которая даст толчок к самостоятельной, творческой, поисковой работе). Во-вторых: изучать историю Средних веков на уроках они будут более пристально, чтоб можно было найти свою тайну или загадку и там. Что позволит продолжить нашу работу уже во втором полугодии 6 класса, дополнив его тайнами и загадками из истории Средних веков – а там и до древней и средневековой истории Отечества недалеко. Таким образом, мы не только углубляем знания по истории, но и отрабатываем навыки самостоятельной работы, совершенствуем поисковые методы, поддерживаем интерес к предмету, развиваем творческие навыки.

Во внеклассной работе возможно чаще применять элемент игры. В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению учащимися знаний и умений через игру. Между тем дидактическая игра – явление внутренне противоречивое; противоречие выражается в совмещении игры, как самоценной, самопроизвольной деятельности, не направленной на практический результат, и обучения – целенаправленной деятельности, подчиненной дидактическим целям, которые выходят за рамки игровых задач. Отсюда, не забывая о необходимости усвоения учащимися знаний и умений в игре, приоритетным направлением игровой деятельности следует выбрать развитие мыслительных навыков на материале через игру. В данном случае противоречие между игрой и обучением может быть снято вследствие того, что в процессе игрового обучения происходит живое отображения черт исторической реальности, по-особому строиться взаимодействие участников образовательного процесса, обучение истории становиться для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становиться не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории. Понимание законов общественного развития, “проживание” судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно – ценностного содержания, должно, и, на мой взгляд, являться главным смыслом в постижении истории. Именно “проживанию” истории и должно способствовать историческое мышление, продвигая ученика по пути активного включения в различные моменты “всемирно-исторической драмы”. И, наоборот, осознание своей сопричастности судьбе человечества является важнейшим залогом в успешности формирования исторического мышления. Механизм формирования исторического мышления: прежде всего, необходимо определить его структуру, выделив не просто взаимосвязанные компоненты, а уровни, каждый из которых будет основываться на определённых исторических знаниях, и включать умения их использования. Содержание каждого последующего уровня исторического мышления будет основываться на содержании предыдущего, углубляя и развивая его; - подобрать вид игры для формирования каждого уровня.

Уровни исторического мышления: 1) структурно-логический; его содержание составляют элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета, и умения, основанные на применении логического мышления. Формирование этого уровня исторического мышления идёт через усвоение в игре знаний исторических фактов и событий (комплексов взаимосвязанных фактов), и отработку умений видеть исторические процессы (связь событий между собой) и выделять причинно-следственные связи, т.е. закономерности в протекании процессов, значение событий. (Игры-тесты, обучающие игры работы с тестом, викторины).

Второй уровень исторического мышления – социально-содержательный – должен включать в себя знания об основных сферах жизни общества (культурной, экономической, правовой, социально-политической, бытовой), значение истории личностей, а также применять инструментарий исторического познания для изучения общественных процессов. Игры, которые можно использовать для формирования данного уровня: игры-реконструкции (воссоздание процесса или события по отдельным фактам), моделирующие (проигрывание социальных процессов), операционные (отработка какой-либо операции). Формирование третьего, эмоционально-ценностного, уровня исторического мышления представляется наиболее сложным, поскольку он включает в себя знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, основанные на “проживании” конкретно-исторических ситуаций. Его содержание неразрывно связано с теми знаниями и умениями, которые были приобретены при освоении первых двух уровней, и главная задача заключается в том, чтобы ученики, поставив себя на место определённого исторического деятеля, учитывая всё многообразие фактов его жизни и жизни общества в данный период, используя приобретённые умения, постарались максимально приблизиться к его духовному миру, определить его ценностные ориентации, понять, почему он принял именно такое решение в той или иной ситуации. Для формирования данного уровня можно использовать психо- и социодраму, ролевые игры.

В работе нашего кружка мы постарались в комплексе использовать различные вида игр: здесь представлены и викторины, и ролевые игры, конференции и т.п.

Подведём итоги.

Задача нашего курса: формирование исторического мышления через игру.

Цели.

1) Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории.

2) Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

3) Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.

4) Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей общественно-политических дисциплин и иностранного языка

Протокол

от _______ августа 2015 г

Руководитель ШМО _____

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________ ….

«___» ___________ 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ ……

«___» ____________ 2015 г.

Рабочая программа

кружка «Клио»

на 2015 -2016 учебный год

Рабочую программу составил

учитель Чудинова И.В.

г. Велиж 2015 г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, плана воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год.

Актуальность

Одной из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение национальных, этнокультурных традиций, нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Именно история способна выполнить эту задачу, так как это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. И значение краеведения в этом аспекте переоценить сложно. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно выступает важным средством формирования исторического мышления, национального самосознания, толерантности и гуманизма. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.

Цели: - приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу; развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение к духовному опыту народа;

Задачи:

    Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов

    Развитие навыков учебно-исследовательской работы

    Развитие активность и самостоятельность учащихся.

    Оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников

    Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

    Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности

Общая характеристика

Программа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей и призвана способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Программа направлена на развитие патриотических, творческих способ­ностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта примене­ния методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и ре­зультаты своей деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организа­ции системно-деятельностного подхода в обучении и организа­ции самостоятельной работы обучающихся, развитие критиче­ского мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный интерес.

Исследование одна из составляющих исторической науки.

Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика.

Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.

Таким образом, научно-исследовательский метод носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

В качестве методов учебно-исследовательской деятельности предполагается использовать: м етод проектов, эксперимент, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, историческим документом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, интервьюирования. Также предполагаются следующие формы деятельности:

Проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

Создание конкретных баз данных по выбранным темам;

Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях,

Выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;

Участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;

- экскурсионная работа.

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только теоретическая часть программы, а самое главное - формируются навыки проектной деятельности.

Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Направления работы:

    Познавательное, научно-исследовательское

    Краеведческое

Занятия кружка проводятся в следующих вариантах:

Участники выступают в роли потребителей информации (лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми);

Учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

Дети применяют знания и умения, полученные на уроке (научно-исследовательская работа, поисковая работа).

Основой работы краеведческого кружка является исследовательская работа.

Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные:

Подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;

Составление исследовательских работ

Таким образом. программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, архиве, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка к конкурсам).

Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов, интересующихся историей, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Срок обучения - 1год. Количество часов - 34 ч.

Программа продолжает работу предыдущего года, так как работа кружка заинтересовала уч-ся и за предыдущий учебный год были созданы и начаты исследовательские работы, которые уч-ся желают продолжить.

Итогом реализации программы кружка является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации

Требования к уровню подготовки

Требования к результатам деятельности членов кружка предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Основы социально-критического мышления;

Знание основ здорового и безопасного образа жизни.

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные

Коммуникативные результаты

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные универсальные учебные действия

- ставить учебные цели,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

Вносить коррективы в действия.

Предметные результаты:

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края, историю своей школы

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете

    Создавать собственные исследовательские проекты

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

Основное содержание предмета

Введение. Знакомство с планом работы кружка требования к технике безопасности на занятиях, экскурсиях. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников. Краеведческая работа

Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Планирование проекта и правила работы

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.

Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Поиск информации в архиве

Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.

Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.

Изучение электронных ресурсов

Практическое занятие

Работа по выбранным темам

Краеведческое направление

История школы

Знакомство с историей родной школы. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Школьная символика»

Тема: «Наши выпускники»

История родного города

Изучение историей родного города. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Дети войны»

Тема: «Оккупация»

Создание исследовательских работ

Работа по выбранным темам

Представление проектов

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

Используется для индивидуальных занятий по выбранным проектам.

Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства.

Коллекция ИКС кабинета истории.

Intel . Обучение для будущего.

Интернет-ресурсы.

- сайт "Страна Гардарика (Древняя Русь

old - rus . narod . ru - "Антология Древнерусской литературы"

- "Русский раздел" - древнерусская история, культура, литература на сайте

- Сайт "Русь Древняя и Удельная".

- "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии.

slavyans . narod . ru - "Славянская слобода"

сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" –

a - nevskiy . narod . ru - "Александр Невский" .

library . tver . ru "...сё есть Петр, отечества Отец..."

history 164. narod . ru - "Эпоха Петра Великого" Учебно-методический комплекс (для учителей).

ekaterina 2. bnd . ru сайт "Екатерина II Великая"

- Интернет-проект "1812 год" .

decemb . hobby . ru - виртуальный "Музей декабристов" . Статьи, мемуары, галерея, архив.

(= ) проект " Хронос

- - Карты и схемы по истории России.

history . atomlink . ru - История России (862-1917).

clarino 2. narod . ru - "Правители Древней Руси" . Перечисление и характеристика (до Александра III ).

- хронологическая таблица "Тысячи дат по истории России" .

- таблица "Правители Руси, Империи, России" - от Рюрика до Путина.

- "Правители России и Советского Союза" (период 1721 - 2004)

- "Правители России"

clarino 2. narod . ru - небольшая работа "Генеалогия русских князей" (от Рюрика до Шуйских).

- карты по истории России: Древняя Русь, Кавказская, Крымская, Русско-турецкая и др.

- Русский Биографический Словарь .

all - photo . ru - Российская Империя в фотографиях.

bojre . orthodoxy . ru - "Бояре" - энциклопедия боярских родов.

- Древние славянские мифы и легенды .

grandwar . kulichki . net сайт "Дедовские войны"

"Генштаб"

armor . kiev . ua - сайт "Анатомия армии"

- Революция и Гражданская война.

"Мемориал"

(или )- История политических репрессий в СССР (1918-1991).

- Система исправительно-трудовых лагерей в СССР ; - История тюрем и лагерей в СССР (ГУЛАГ) . Карта ГУЛАГа - .

- История диссидентского движения .

- "Виртуальный музей ГУЛАГа" (более 70 музеев)

(Библиотека художественных и документальных текстов - )

slava - cccp . narod . ru "Советский Союз"

- " Sovetika . ru - сайт о советской эпохе"

"Советская музыка

(= sovetsky - soyuz . narod . ru ) сайт "Время СССР"

(oldgazette . narod . ru ) сайт "Старые газеты

world - war 2. chat . ru - " Вторая Мировая война в русском Интернете"

- "Вторая мировая война, 1939-1945." .

gpw . tellur . ru - сайт "Великая Отечественная" Тематические подборки публикаций (статьи, книги).

voina . com . ru - "Народная война" (1941-45гг.) Воспоминания; летопись; документы; галерея и др.

tsushima . org . ru - "Военно-морская история 1855-1945гг."

- электронный альманах "Россия. XX век. Документы

- "Права человека в России" .

- сайт "История.РУ" .

- российский электронный журнал "Мир истории" .

history . tuad . nsk . ru - сайт "История России" .

istrorijarossii . narod . ru - сайт "История нашей страны" Библиотека, карты, документы.

- Архивы России.

- Лица России.

heraldry . hobby . ru - Гербы городов Российской Федерации .

www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. Ломоносова
bookz.ru/ Букз.ру - большая бесплатная библиотека.

garweb.ru/project/law/index.htm кодексыРФ

history.pu.ru/biblioth/ эл. библиотекаЛГУ


http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека

http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)

http://www.liatr.ru Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)

http://www.gopb.ru Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ)

http://www.libfl.ru Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://www.nbmgu.ru Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

http://www.lib.pu.ru Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова

http://www.lib.km.ru Сетевая библиотека

http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика

http://www.msu.ru/libraries Электронный каталог библиотек МГУ

www.vusnet.ru/biblio Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-университета

http://www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека

http://www.bookz.ru Электронная библиотека

http://www.magister.msk.ru/library Библиотека электронных изданий произведений, биографической и критической литературы http://www.auditorium.ru. Библиотека социально-гуманитарной литературы

http://www.istmat.ru Библиотека исторической и философской литературы

http://www.filosofia.ru Библиотека по философии и религии

http://www.peoplelife.info Биография. Электронная библиотека

http://www.contr.info/component/option,com_remository/Itemid,20/func,select/id,1/ Библиотека социально-политической и философской литературы.

http://www.public.ru Публичная интернет-библиотека. База данных по СМИ России 1990-2006

http://www.school.edu.ru Библиотека Российского общеобразовательного портала

http://www.isn.ru Российская сеть информационного общества

http://www.soc.lib.ru Социология, психология, управление

http://www.igh.ru Институт всеобщей истории (ИВИ РАН)

http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/iri.htm Санкт-Петербургский Институт истории (СПбИИ РАН)

http://www.historia.ru Журнал «Мир Истории»

http://www.history.machaon.ru/about/virtual/index.html Международный исторический журнал «Виртуальный мир истории»

http://www.philosophy.ru Институт философии РАН

http://www.rss.isras.ru Российское общество социологов

http://www.isras.ru Институт социологии РАН

http://www.igpran.ru Институт государства и права РАН

ОРГАНЫ ГОС.ВЛАСТИ И ПР.

Портал "Официальная Россия" - http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации
Президент Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru/

Управление делами Президента РФ

Совет Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/

Полномочные представители Президента Российской Федерации - http://www.grankin.ru/russia/ru_prez14.htm http://www.ras.ru/win/htm/

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации -

Правительство РФ - http://www.government.gov.ru/


Российская Газета - http://www.rg.ru/ - официальное издание Правительства России

Кирилл и Мефодий - http://www.km.ru/ - Знания обо всём

Рубрикон - http://www.rubricon.ru/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

Справочник персоналий власти Российской Федерации - » посвящен людям . ru / index . html Всемирная история в лицах.

Литература

Список литературы для учителя.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.

Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

Список литературы для учащихся.

Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Велиж. Страницы истории. – Велиж, 1995.

Голанд Ш. Велижское гетто, Смоленская область, XI . 1941-1942. – М.: Дом еврейской книги, 2012

Волкович А.Я. Велиж велижане: в 2 кн. – Смоленск, 2014

Из истории Велижа и района. – Смоленск, 2002

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения.

    Мультимедийный компьютер.

    Мультимедийный проектор.

    Экран

    Аудиоколонки

Учебно-практическое оборудование.

    1. Аудиторная доска

      Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

Календарно-тематическое планирование

Т – теоретическое занятие

П – практическое занятие

Номер урока

Раздел программы (общее количество часов)

Тема урока

Вид занятия

Планируемая дата проведения

Примечание

1

Введение.

Т

Познавательное, научно-исследовательское направление

2

Виды исследовательских работ и их тематика

Т

3

Исследование. Структура исследования, проекта

Т

4

Планирование проекта

Т П

5-6

Поиск информации. Работа с историческими источниками

Т П

7

Поиск информации в архиве

Т П

8

Поиск информации в библиотеке

Т П

9

Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)

Т

10-11

Изучение электронных ресурсов.

П

12-13

Создание исследовательских работ

П

Краеведческое направление

История школы

14-16

Тема: «Наша школа на Советской 29»

Т П

17-18

Тема: «Школьная символика»

Т П

19-20

Тема: «Наши выпускники»

Т П

История родного города

21-22

Тема: «Дети войны»

Т П

23-24

Тема: «Оккупация»

Т П

25

Правила оформления

П

26-27

Создание исследовательских работ

П

28-29

Представление проектов

Т П

30

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

П